Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки в проект закона, по которому полномочия по аккредитации операторов техосмотра передаются из Российского союза автостраховщиков в Росаккредитацию.
Казалось бы, эта история вообще не должна касаться водителей. Однако именно их она и коснется. Как сообщил корреспонденту "РГ" источник из сферы техосмотра, предполагается, что для выполнения новых функций Росаккредитации потребуются дополнительные расходы - новый штат, программное обеспечение и прочее. Так, в 2021 году представители этой службы заявляли о необходимости на это дополнительных 250 миллионов рублей ежегодно. Минфин выступает против увеличения бюджетных расходов. Значит, компенсировать затраты на выполнение новых функций возможно, только увеличивая плату за аккредитацию пункта ТО. А это может сказаться на стоимости техосмотра для водителей. В общем, похоже, что автовладельцам стоит ожидать роста стоимости ТО. Если поправки в закон будут приняты. Особой радости у операторов техосмотра также не наблюдается. По словам одного из них, стоимость услуги вырастет, а кто ее будет оплачивать - непонятно.
Так, по мнению оператора техосмотра, история снова упирается в предоставление услуг. Причем услуги предоставляются на очень высоком ценовом уровне. Выбор, конечно, за автовладельцем. Однако это не лучший тренд.
Итак, что еще техосмотрщики могут сказать? Только то, что они поддержат нынешнюю стоимость осмотра. Хотя гарантировать не смогут.
Иван Кекин, директор ПТО ООО "Марс" (Красноярский край):
- Решение правительственной комиссии по законопроектной деятельности об одобрении идеи передачи полномочий РСА в сфере техосмотра в ведение Росаккредитации, к сожалению, принято без учета мнения профессионального сообщества. Имеется в виду консолидированное мнение большинства операторов технического осмотра, а не отдельных их представителей, которые "приближены" к процессам принятия решений такого рода. Да, такого механизма нет, но это повод, чтобы его создать и опробовать, потому что очередная реформа отрасли однозначно негативно отразится на ее развитии, а может, и на ее существовании. У участников системы техосмотра, включая и государственные органы, накопилось много вопросов к автостраховщикам, в том числе - на грани понимания морально-этической атмосферы, сложившейся вокруг процедур аккредитации и контроля, осуществляемых РСА. Однако это не повод кидаться из огня да в полымя. Необходим конструктивный диалог всех заинтересованных сторон, необходим консенсус, объективно добытый при обсуждении всех плюсов и минусов, необходимо профессиональное и комплексное решение в целях обеспечения безопасности дорожного движения и развития технического осмотра как отрасли экономики.
Иначе в очередной раз получим бравурное изменение чего-то ради чего-то, которое только добавит проблем. Добавит всем, кто так или иначе связан или будет связан с проверкой технического состояния транспортных средств.
Полиция расширяет возможности для борьбы с мошенничеством в области ТО
ГИБДД намерена наделить своих сотрудников правом самостоятельно аннулировать диагностические карты (документы, подтверждающие прохождение ТО). Это предусматривает подготовленный полицейским ведомством проект постановления правительства. Причиной может послужить документально подкрепленное подозрение, что транспортное средство не посещало пункт техосмотра. Сейчас для аннулирования карты инспекторы ждут возбуждения административного дела или решения суда, что, как дают понять в МВД, затягивает процедуру борьбы с мошенниками, а порой приводит к постановке на учет и, следовательно, выезду на дороги не прошедшего проверку транспорта.
19 апреля закончилось публичное обсуждение проекта постановления правительства РФ по изменению правил техосмотра автомобилей. Эту процедуру, напомним, в МВД в последние годы корректируют таким образом, чтобы прекратить практику покупки диагностических карт и обязать автомобилистов посещать пункты ТО. Так, по действующим нормам, транспортные средства должны фотографироваться во время диагностики. Также обязательно присутствие в кадре эксперта, проводящего процедуру инструментального контроля. Затем оператор загружает снимки в Единую информационную систему техосмотра (ЕАИСТО) МВД. Без этого не будет сформирована электронная диагностическая карта, необходимая для заключения договора ОСАГО.
Однако мошенники, торгующие липовыми картами (услуга стоит 2–2,5 тыс. руб.; тарифы на официальный ТО — от 913 руб. до 1,5 тыс. руб. в зависимости от региона), обходят требования законодательства.
Ряд компаний, например, с помощью фотошопа делает фейковые снимки машин, которые якобы приезжали на техосмотр. После этого документы загружают в систему, а клиенты получают карту. Когда такие случаи обнаруживает сотрудник ГИБДД, он вправе аннулировать документ, и такая практика существует. Однако сейчас такие действия должны предприниматься одновременно с «принятием решения» о привлечения оператора ТО к ответственности по ст. 14.4.1 КоАП (штраф до 300 тыс. руб. назначает суд). Такая формулировка, по данным “Ъ”, приводит к затягиванию процесса: инспекторы на местах, например, ждут вступления в силу решения суда или возбуждения административного дела. При этом возбудить дело в отношении юрлица (оператора ТО) бывает сложно: нужно провести «контрольно-надзорное мероприятие» (например, выездную проверку или контрольную закупку) по согласованию с прокуратурой. По данным судебного департамента Верховного суда РФ, в 2022 году по ст. 14.4.1 судами наказано 1,3 тыс. юрлиц и 327 должностных лиц за различные нарушения в области ТО (в том числе за загрузку фейковых карт), наложено штрафов на 190 млн руб.
Существующий порядок «вызывает неоднозначное толкование», не позволяя «оперативно реагировать на нарушения», указывают представители МВД в пояснительной записке. В результате автотранспорт, который фактически не допущен к дорожному движению, попадает на дорогу, что «создает угрозу другим участникам движения». ГИБДД предлагает разрешить инспекторам аннулировать карту самостоятельно в течение пяти дней после выявления подделки (или любого другого нарушения) независимо от того, заведено дело или нет.
Диагностическая карта, напомним, обязательна для движения автобусов, грузовиков и такси — за ее отсутствие нарушителю грозит штраф в 2 тыс. руб. Для владельцев легковых авто и мотоциклов документ нужен только при постановке машины на учет и при внесении изменений в конструкцию.
Глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев предложение МВД поддержал, заметив, что пора «заканчивать волокиту при борьбе с фотошопом». Он напомнил про еще один проект, наделяющий ГИБДД правом отключать мошенников от ЕАИСТО (“Ъ” писал про него в сентябре 2022 года, с тех пор его судьба неизвестна): его надо принимать одновременно с упрощением процесса аннулирования.
«Инициатива хорошая, только недоработанная»,— считает глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.
Эксперт напоминает, что по действующим правилам две аннулированные карты в течение года дают основание Российскому союзу автостраховщиков лишить оператора ТО аккредитации (в этом случае он не сможет работать), но непонятно, будет ли ГИБДД уведомлять оператора о судьбе выданных карт.
Предложенная ГИБДД схема, считает господин Бурдюгов, приведет к тому, что административные дела на нарушителей заводить вообще не будут, что «породит безнаказанность». «Не исключаем, что нововведения в будущем могут стать серьезным рычагом давления со стороны МВД в отношении операторов и, как следствие, может привести к тотальной коррупции, поэтому инициатива нуждается в серьезной проработке»,— говорит Максим Бурдюгов.
«С одной стороны, такая поправка позволит резко сократить количество недобросовестных участников рынка,— добавляет глава ассоциации операторов ТО "Ермак" Андрей Борисенко.— С другой — есть риск, что появится коррупционная составляющая. У сотрудников ГИБДД появятся широкие полномочия без суда и возбуждения дела аннулировать карту, выданную конкретным оператором, в каких-то своих интересах или с целью давления на какого-то другого оператора».
Операторы технического осмотра, аккредитованные на день вступления в силу Закона № 122-ФЗ (1 марта 2021 года), обязаны в течение 1 года со дня вступления закона в силу (до 1 марта 2022 года) выполнить требования аккредитации, представить документы, подтверждающие выполнение этих требований, в профессиональное объединение страховщиков (РСА), и пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации.
Заявление о проведении процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации оператора технического осмотра подается им в профессиональное объединение страховщиков не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации оператора технического осмотра.
Крайний срок подачи заявления в РСА 31 января 2022 года.
При подтверждении соответствия требованиям аккредитации оператора технического осмотра проводится оценка соответствия оператора технического осмотра требованиям аккредитации, при этом такая оценка проводится в формате выездной проверки, по месту нахождения пункта технического осмотра.
Подробнее в видео (смотреть 4 минуты):
Вопросы и отверты по подтверждению аккредитации: ссылка
Уважаемые Пользователи, у нас появилось удобное обновление.
На странице Пункта техосмотра - время и дни приёма Автобусов теперь выводятя в отдельный режим, а принимаемые оператором по телефону, электронной почте или через предварительную запись на сайте и утверждаемые им Заявки, в режиме реального времени отображаются в Графике приёма автобусов.
Кликая со страницы сайта по ссылке -график приёма автобусов, открывается табличка, содержашая сведения, указанные в пп.5-8 Постановления Правительства Российской Федерации № 741, и позволяющая просмотреть результат записи КТС M2,M3 за определённый промежуток времени не только владельцу автобуса, но и сотруднику ГИБДД , а вносить изменения в График... возможно только владельцу сайта.
Новая функция не изменяет обозначенную ранее стоимость использования предварительной записи, а лишь расширяет содержание платного пакета.
Зинтересованых операторов приглашаем опробовать новую опцию и высказать свои замечания и отклики в группе Телеграмм - https://t.me/gkto_chat или в письме на адрес support@gkto.ru .
Согласно постановлению Правительства №275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлеваются на полгода, но не менее, чем до 1 октября 2021 года. При этом вносить изменения в диагностические карты не требуется. Новый договор ОСАГО можно заключить с использованием сведений о диагностической карте, срок действия которой продлен в порядке, установленном данным постановлением.
Автовладельцы, которые обязаны пройти техосмотр, должны будут пройти его с 1 марта уже по новым правилам. Это автовладельцы, у которых:
• срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
• легковые автомобили, грузовые автомобили разрешенная масса которых составляет до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства, достигшие возраста 4-х лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого транспортного средства диагностическую карту;
• автобусы , легковые такси, грузовые автомобили предназначенные и оборудованные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя),грузовые автомобили разрешенная масса которых составляет более 3,5 тонн, транспортные средства , оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства предназначенные для обучения управления транспортными средствами, после первого года эксплуатации.
• специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов, после первых 6 месяцев эксплуатации.
Указом, который подписал Владимир Путин, вносятся изменения в положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Они добавляют новую задачу — осуществление государственного контроля и надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
Документ вступает в силу с 1 марта. С этой даты меняются правила техосмотра автомобилей: будут аннулироваться диагностические карты транспортных средств, при оформлении которых не был проведён техосмотр. При этом отметка об аннулировании будет заноситься в единую автоматизированную информационную систему, которая начнёт работать с той же даты.
Кроме того, прописывается участие инспекции в техническом осмотре автобусов — в порядке, определяемом правительством.
С 1 марта 2021 года прохождение автомобилем технического осмотра будет сопровождаться фотофиксацией при заезде и выезде из пункта техосмотра. Фотографии, а также координаты места проведения ТО, время начала и окончания ТО автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования будут заноситься в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД.
Кроме того, диагностическая карта будет электронной и будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. На бумажном носителе диагностическую карту водитель автомобиля может получить по запросу, но нужна она только для выезда за границу РФ. После прохождения процедуры техосмотра сведения о нем будут занесены в ЕАИС ТО, в которой будут храниться не менее 5 лет.
При этом диагностическая карта может быть аннулирована, если:
будет установлено, что технический осмотр в отношении ТС не проводился
при проведении технического осмотра выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств
выяснится, что техосмотр поводился с нарушениями (не проверены все необходимые узлы автомобиля),
С 1 марта 2022 года появятся новые штрафы за отсутствие техосмотра: для физлиц он составит 2 тысячи рублей. “Мы надеемся, что эта мера повысит ответственность автовладельцев, которые должны проводить ТО своих автомобилей. Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. При этом доля автомобилей старше 10 лет составляет более 50%, и такие автомобили могут представлять реальную опасность для других автовладельцев и пешеходов”, - сказал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации Михаил Юрьевич Черников,проводя совещание, не раз обратил внимание на наличие возможности в пунктах техосмотра предварительной записи на техосмотр для граждан.
Расширенный комментарий руководителя Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергея Зайцева
Протокол заседания рабочей группы по вопросам совершенствования системы
технического осмотра транспортных средств
О проработке вопросов, возникающих в сфере технического осмотра, в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
1. Заслушали информацию ФАС России и Минтранса России о статусе разрабатываемых нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).
Указали на необходимость доработки ФАС России проекта нормативного правового акта, предусматривающего утверждение новой методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, с последующей его рассылкой членам рабочей группы.
2. Указали на необходимость дальнейшей доработки Минтрансом России Требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра, утвержденных приказом Минтранса России от 9 июля 2020 г. № 232.
3. Заслушали информацию МВД России и Российского союза автостраховщиков (РСА) о разработке обновленной версии единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО) и обмене информацией для ее ведения.
4. Представители РСА отметили, что в настоящее время получены сведения о координатах пунктов технического осмотра и их пропускной способности от 3226 операторов технического осмотра.
Рекомендовали РСА и объединениям операторов технического осмотра, принимающим участие в заседаниях Рабочей группы, активизировать работу по информированию предпринимательского сообщества о необходимости предоставления корректной информации и о технической невозможности работы ЕАИСТО в случае отсутствия у РСА и, соответственно, у МВД России как оператора ЕАИСТО обновленных сведений (в частности, о координатах пунктов технического осмотра и их пропускной способности).
Отметили необходимость апробации и обеспечения передачи от РСА необходимых для ведения ЕАИСТО сведений с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
22 сентября 2020 года Российский Союз Автостраховщиков провел очередное совещание по реформе техосмотра и изменениям вступающим в силу с 1 марта 2021 года.
В совещании приняли участие представители профильных министерств и ведомств, представители региональных партнёрств операторов ТО. Также, за происходящим в режиме реального времени смогли понаблюдать около сотни представителей сферы техосмотра из различных уголков страны.
Были затронуты вопросы, волнующие большинство представителей сообщества - вступление в силу изменений в Закон о техосмотре, а также новых требований к помещению, оборудованию и техническому эксперту; новые правила контроля за деятельностью ОТО, как со стороны РСА, так и МВД; введение новой Единой автоматизированной системы технического осмотра ЕАИСТО-М, её безопасность и сведения передающиеся в систему:
Сайт пункта ТО скомпоновать бесплатно на этом сервисе возможно самостоятельно.. Здесь, по своему усмотрению, пользуясь инструментами личного кабинета, вы сможете заполнить его той информацией, какую считаете актуальной и включить те он-лайн сервисы, которые посчитаете подходящими для своего пункта техосмотра. Тем более, что вся размещаемая вами информации будет в полном объёме отвечать и соответствовать требованиям новой редакции п.8 Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1434 от 15 сентября 2020 г.
Для начала работы с системой необходимо зарегистрироваться, а после авторизации выполнить порядок действий, описанный здесь: http://www.gkto.ru/blog/135/ .
Запустив персональный сайт ПТО с уникальным именем, Вы подключите не просто набор информационных сервисов взаимодействия с покупателями ваших услуг, а будете формировать у своих клиентов ощущение доступности и удобства обслуживания на вашем пункте техосмотра.
С созданным сайтом ПТО вы будете затрачивать минимальное количество времени, энергии и ресурсов, для продвижения ваших услуг техосмотра через интернет.
Автомобили, мотоциклы и грузовики во время техосмотра будут дважды фотографировать, фиксируя координаты и время снимков. МВД будет хранить данные пять лет. Соответствующий приказ утвердил Минтранс. Документ заработает в 2021 году вместе с «большой реформой» ТО, предполагающей тотальное ужесточение контроля за состоянием автопарка и исключение возможности покупки диагностических карт. Далее https://www.kommersant.ru/doc/4366240
Закон, который вводит обязательную фотофиксацию автомобиля во время технического осмотра и оформление диагностических карт в электронном виде, подписал президент России Владимир Путин. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Подробнее далее
Законопроект Минэкономики доработан ко второму чтению
Газета "Коммерсантъ" №46 от 18.03.2019, стр. 5
“Ъ” удалось ознакомиться с новой редакцией законопроекта Минэкономики о масштабной реформе техосмотра. Поправки ко второму чтению вводят запрет на рекламу фирм, торгующих диагностическими картами, их сайты будет блокировать Роскомнадзор. Операторов ТО ждут усиленные штрафы за выдачу диагностических карт на машины, которые не приезжали на проверку. Часть требований к операторам смягчат: им не надо будет передавать в МВД видеосъемку проверки каждой машины.
Новая версия поправок к закону о техосмотре (170-ФЗ) и КоАП, подготовленная Минэкономики, одобрена правительством для внесения в Госдуму. Масштабная реформа ТО, о которой “Ъ” уже рассказывал, включает несколько законопроектов, принятых в первом чтении в 2018 году. Вводятся штраф 2 тыс. руб. за управление авто без техосмотра, фотовидеофиксация процедуры ТО, диагностические карты переводятся в электронный вид, ужесточается ответственность операторов. Главная цель реформы — исключить практику незаконной покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО без предоставления авто. По оценкам экспертов, карты покупают 80% автовладельцев, в Москве это можно сделать за 1–1,2 тыс. руб.
Согласно новой редакции поправок (“Ъ” удалось ознакомиться с текстом), контроль над техосмотром автобусов вновь перейдет ГИБДД(Госавтоинспекцию исключили из этого процесса в 2011 году). Порядок проверки автобусов пропишут отдельным постановлением правительства, в законе «О полиции» закрепят необходимые полномочия для инспекторов ГИБДД.
Также Минэкономики предлагает смягчить (по сравнению с редакцией в первом чтении) требования к операторам техосмотра. Сейчас их, по данным Российского союза автостраховщиков, более 4,9 тыс., каждый проводит в среднем 50–60 проверок в сутки. Изначально предлагалось обязать компании записывать видео осмотра каждой машины и сразу же передавать данные в облачное хранилище МВД. В новой редакции предлагается передавать только фото, а видео хранить на серверах операторов: по запросу ГИБДД компания обязана будет его выдать.
Будут внесены поправки в закон «О рекламе» и закон «Об информационных технологиях и о защите информации». Фирмам, не имеющим аккредитации операторов, запретят рекламу услуг по ТО и оформлению диагностических карт, а также услуг по приему документов для ТО. Если будет выявлен сайт, содержащий информацию о незаконных услугах, он будет блокироваться через реестр Роскомнадзора. Интересно, что спрос на подобные услуги в онлайне снижается: в феврале 2019 года «Яндекс» зафиксировал 7,3 тыс. запросов о покупке диагностических карт, год назад их было более 10 тыс.
Изменения предлагаются и в КоАП. Сегодня за выдачу диагностической карты на машину, которая не приезжала на осмотр, на 100–300 тыс. руб. штрафуется только компания. В первой редакции законопроекта предлагалось ввести штраф 5–10 тыс. руб. и для должностных лиц, и теперь его повысят до 30–50 тыс. руб. Вводится штраф 5–10 тыс. руб. и для граждан — рядовых сотрудников пунктов ТО, не являющихся должностным лицами.
Предложенные Минэкономики поправки — «очередная попытка отполировать существующую порочную систему», считает гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. «Честные» операторы, по его словам, готовы передавать видео техосмотров в информационную систему МВД: это позволило бы поднимать архивные записи в случае ДТП, чтобы понимать, кто и на каком этапе «пропустил» неисправность машины. «Недобросовестные операторы, храня данные у себя, будут их подделывать, доказать по ним что-либо не получится»,— считает господин Зайцев. Идея записи видео неплохая, говорит президент группы компаний ВИМ (пункты ТО в Москве) Игорь Волчек, но вопрос в серверах для хранения данных: «Честный бизнес по проведению ТО малорентабелен, закупку оборудования многие операторы не потянут и вынуждены будут закрыться». Господин Волчек напомнил, что в Москве камеры стояли в пунктах ТО до 2011 года: операторы обязаны были только фотографировать процесс, а сотрудники отдельного ГУПа в онлайн-режиме следили за проверкой машин.
Ужесточение штрафов, по мнению Сергея Зайцева, работать не будет из-за «отсутствия системы надзора» за операторами. Скептически он отнесся и к поправкам к закону «О рекламе» и блокировке сайтов: «Нужно бороться с причиной появления таких сайтов, а не со следствием. Мы знаем прекрасно, как это все работает: один сайт заблокируют, через пять минут откроется его клон по другому адресу». Такая норма может создать проблемы для реальных операторов, считает Игорь Волчек, если не будет прописано четких критериев блокировки: «Общий посыл законопроекта правильный, но проблема в отсутствии понятных механизмов его реализации». Минэкономики нужно было дополнить законопроект другими поправками, отмечает Сергей Зайцев: прописать обязанность операторов соответствовать квалификационным требованиям профстандарта (разработан, но еще не введен в действие); пересмотреть тарифы, вынуждающие операторов работать в убыток (в ряде регионов ТО официально стоит всего 200–300 руб.); исключить участие страховых компаний в системе контроля техосмотров.
Изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс (УК), необходимые для масштабной реформы техосмотра (ТО), в ближайшее время будут приняты Госдумой. Для автомобилистов введут штраф 2 тыс. руб. за управление автомобилем без диагностической карты, причем фиксироваться нарушение будет с помощью автоматических камер. Предпринимателей, занимающихся проведением ТО без аккредитации, ждет уголовная ответственность. У экспертов к законопроекту есть замечания.
Во вторник комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал к принятию в первом чтении два законопроекта в области регулирования техосмотра. Поправками к КоАП РФ вводится штраф 2 тыс. руб. за управление автомобилем без диагностической карты (подтверждает соответствие машины требованиям безопасности). При этом уточнено, что применять санкцию можно будет только один раз в сутки (с момента первой фиксации нарушения). Это нужно в связи с тем, что соблюдение нормы будут контролировать автоматические камеры, пояснил во вторник заместитель руководителя Минэкономики Савва Шипов.
Ужесточения ждут и операторов ТО. Например, если фирма выдала диагностическую карту на автомобиль, который в действительности техосмотр не проходил (либо при осмотре были выявлены нарушения требования безопасности), штраф для должностного лица составит до 10 тыс. руб. (штраф для юрлица до 300 тыс. руб. уже действует). При повторном нарушении будет применяться уже дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для фирмы. За передачу данных о фейковом ТО в информационную систему техосмотра вводится штраф для должностных лиц (для юрлиц уже есть) — до 10 тыс. руб.
Второй законопроект, рекомендованный комитетом,— поправки к ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ. Речь идет о случаях, когда у оператора ТО нет аккредитации и он зарабатывает на незаконном техосмотре. В этом случае на него смогут наложить штраф до 300 тыс. руб. либо даже арестовать на срок до полугода ответственных за ТО сотрудников.
Оба законопроекта представляют часть масштабной реформы техосмотра, которой занимается Минэкономики. Помимо изменений в КоАП и УК ведомство подготовило поправки к 170-ФЗ «О техосмотре»: вводится обязательная фотовидеофиксация ТО, диагностическая карта станет полностью электронной.
Цель всех законопроектов — стимулировать граждан проходить честный техосмотр, а не покупать диагностические карты, как это делают 80% автовладельцев (оценка экспертов).
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) законопроект поддержали. «Внесенные поправки в КоАП, УК и в 170-й закон разрабатывались Минэкономики, нами и экспертным сообществом,— пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.— Предлагаемые изменения содержат, по сути, все инструменты, необходимые для искоренения такого явления, как покупка диагностических карт без прохождения ТО». При этом он заметил, что поправки к закону «О техосмотре» являются базовым законопроектом, а изменения в КоАП и УК — дополнениями к нему.
Базовый законопроект также нуждается в доработке, отмечает глава союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев. В частности, нужно обязательно установить нормы по независимой оценке квалификации экспертов, проводящих техосмотр. Диагностическая карта должна быть не просто электронной, а иметь статус документа, который формируется только на «автоматизированном месте эксперта» и заверяется усиленной электронной подписью, говорит господин Зайцев. По его словам, предложения «Техэксперта» уже направлены в Совет федерации. Собственные замечания к документу, по данным “Ъ”, есть и у других отраслевых объединений, они будут представлены в ближайшее время.
Криминальный бизнес с устойчивым теневым оборотом фальсификатов в десятки миллиардов рублей практически более чем на 80% подменил реальный контроль технического состояния транспортных средств
11 октября 2018 года в Москве состоялась межрегиональная конференция «Совершенствование организации и проведения технического осмотра автотранспортных средств. В работе конференции приняли участие члены Совета Федерации Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители профессионального сообщества операторов технического осмотра от сорока пяти субъектов Российской Федерации.
Участники конференции отметили, на сегодняшний день правоприменительная практика Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» свидетельствует о том, что основные принципы, предусмотренные этим законом, не выполняются и поставленная цель не достигнута.
Государственный надзор за организацией и поведением технического осмотра федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за государственную политику в сфере безопасности дорожного движения, отсутствует.
Автовладельцы вовлекаются в криминальные схемы фальсификации результатов технического осмотра по причине их массовой рекламы и доступности, как территориально, так и в сети интернет.
С момента начала реализации действующей концепции организации и проведения технического осмотра транспортных средств и по настоящее время имеет место значительный рост ДТП по причине технической неисправности транспортных средств.
С 1 января 2012 года по 11 октября 2018 года по причине технической неисправности транспортных средств:
- общее количество дорожно-транспортных происшествий – 22973;
- общее количество погибших – 4194;
- общее количество пострадавших – 33539.
Средний возраст погибших – 39,5 лет. Потери государства от непроизведенного валового продукта в связи с недоработкой погибшего до пенсионного возраста в среднем - 18 лет. Суммарный ущерб от погибших и пострадавших в ДТП по причине технической неисправности на настоящее время составляет более триллиона рублей.
Проблема очевидна, однако, профильным комитетом Государственной Думы РФ четырежды были отклонены проекты Федерального Закона, направленные на системное изменение ситуации, в связи с отрицательной позицией Правительства РФ в отношении изменения концепции, действующего закона.
В настоящее время, Правительством РФ, во исполнение поручения Президента РФ, в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект предлагает меры, которые, по замыслу разработчиков, прекратят, в первую очередь, работу криминальных схем фальсификации результатов технического осмотра:
1) Введение фото- и видео фиксации процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра;
2) Введение государственного контроля (надзора) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра транспортных средств;
3) Оформление диагностической карты в виде электронного документа и ее подписание квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования транспортного средства;
4) Установление требований к производственно-технической базе пункта технического осмотра;
5) Установление пропускной способности пункта технического осмотра на основании утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методики;
6) Введение административной ответственности для всех автовладельцев за эксплуатацию транспортных средств не прошедших технический осмотр;
7) Введение административной ответственности на должностных лиц за оформление диагностической карты без реального проведения технического осмотра транспортных средств;
8) Наделение государственного надзорного органа правом проведения административного расследования по нарушениям в сфере технического осмотра транспортных средств.
Заявленные меры абсолютно необходимы и безусловно поддерживаются профессиональным сообществом и специалистами в области организации и проведения технического осмотра транспортных средств.
Однако, ряд системных несоответствий и противоречий действующему законодательству РФ, обнаруженных в представленном законопроекте, вызывает обеспокоенность:
1) В законопроекте по-прежнему государственная функция - аккредитация оставлена в ведении негосударственного профессионального союза автостраховщиков.
2) Законопроектом предлагается возложить на РСА, ассоциированного члена саморегулируемой организации созданной на базе всероссийского союза страховщиков, обязанности по осуществлению постоянного наблюдения за соблюдением операторами технического осмотра отдельных требований законодательства в области технического осмотра. Регулирование профессионального вида деятельности «Технический осмотр транспортных средств» через профессиональный вид деятельности «Страхование» («Финансовые рынки») противоречит требованиям Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О саморегулируемых организациях".
3) Законопроект не учитывает требования ФЗ-238 от 22 июня 2016 года «О независимой оценке квалификации», в данном контексте независимой оценке квалификации специалиста по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре.
4) Законопроект сохраняет определение предельного размера платы за проведение технического осмотра, ежегодно устанавливаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что на практике приводит к тому, что предельный размер платы за технический осмотр, в настоящее время практически во всех субъектах РФ, оказался ниже себестоимости и при последующих пересмотрах продолжает уменьшаться. При такой тарифной политике выполнить требования к производственно-технической базе, фото- видео фиксации и т.д., требующие затрат, операторы технического осмотра не смогут, из-за отсутствия финансовой возможности.
5) Некоторые положения законопроекта имеют неоднозначную трактовку и позволяют сохранить возможность оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств.
6) В законопроекте применяются термины не свойственные и не применяемые ранее за всю историю области знаний – «техническая эксплуатация транспортных средств».
Все озвученные системные несоответствия в проекте федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо учесть при обсуждении и принятии законопроекта в Государственной Думе РФ.
Необходимо организовать рабочие группы с участием представителей профильных профессиональных организаций, имеющих многолетний практический опыт в отношении организации и проведении технического осмотра транспортных средств.
В противном случае, правильные и необходимые меры по улучшению ситуации в области технического осмотра транспортных средств, останутся словами на бумаге, а мошенники построят новые криминальные схемы.
изменения в правила прохождения техосмотра накладывают ответственность на оператора за выдачу фиктивной диагностической карты, а также подробнее здесь.
Об изменениях техосмотра автомобилей рассказывается сегодня в газете Коммерсант . Серьезные перемены ждут автовладельцев и операторов ТО. Первых начнут штрафовать, используя дорожные камеры, за управление машиной, которая не прошла ТО. А если такой автомобиль попал в ДТП, причиной которого стала неисправность, страховщики получат право регрессного иска к его владельцу. Технических экспертов может ждать уголовная ответственность за мошенничество с диагностическими картами.
До недавнего времени, ответственность за неправомерные действия с диагностическими картами, возлагалась только на Операторов технического осмотра, согласно статье 14.4.1 КоАП.
В данный момент, набирает тенденцию новый тренд: наказание агентов за продажу диагностических карт. При этом, если Оператор ТО отделается административной ответственностью и штрафом, то агентов наказывают по статьям Уголовного кодекса.
Как стало известно "Ъ", первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину проработать вопрос полного перевода полисов ОСАГО из бумажного вида в электронный. В Белом доме ожидают, что отказ от бумаги в ОСАГО уменьшит количество документов, которые водителям надо возить с собой. Страховщики опасаются, что замена полисов на электронные повысит риски мошенничества и лишит работы 300 тыс. страховых агентов.
О результатах работы по рассмотрению Законопроекта о техосмотре , и о том какие перемены могут ждать операторов техосмотра и автовладельцев можно будет говорить наверное в марте 2017 года.
Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции.
В Европе действует практика непричастности полиции к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.
В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт — 10 рабочих дней. Повторное обращение — со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту: в Великобритании, например, запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.
Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Все машины старше 4-х проходят техосмотр раз в два года, автобусы - раз в 6 месяцев. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение — вплоть до тюремного срока.
В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. Они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.
В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим — на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.
В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.
В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В 2010 году от техосмотра отказались власти двух штатов — Миннесота и Кентукки. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырех лет, в Нью-Джерси - старше пяти лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где — ежегодно, а где — и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.
Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Строже всего относятся к техосмотру в Виргинии, Нью-Йорке и Массачусетсе: осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, коробку передач, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов. В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности.
На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом.
В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.
В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.
В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.
МВД России во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 14 марта 2016 года в Ярославле подготовлен законопроект, регулирующий вопросы в сфере технического осмотра транспортных средств.Подробнее здесь .
Сейчас идёт процедура общественного обсуждения Проекта федерального законна на Едином портале .